Мониторинг программного обеспечения в разработке и эксплуатации

    Когда-то программы были простыми и писались под одну определенную функцию. Поэтому они обладали прозрачностью поведения: когда возникала проблема, было достаточно легко понять, что именно пошло не так.

    В современном мире все иначе: если вы разрабатываете что-то сложнее сайта-визитки, ваш продукт будет представлять из себя сложную многокомпонентную систему, где один элемент влияет на десятки других. Поэтому, когда пользователь видит сообщение об ошибке, не всегда сразу можно установить, в чем причина, и как это исправить. Когда в работе системы происходит сбой, нужно целое расследование конкретных обстоятельств и последовательности событий, чтобы выявить источник проблемы.

    Мониторинг позволяет отслеживать состояние и корректность исполнения внутренних процессов системы, что помогает не только находить причины проблем, но и предупреждать возникновение новых, отслеживать ограничения производительности, планировать развитие инфраструктуры и много другое.
Когда нужен мониторинг
Внедрение нового программного обеспечения и установка обновлений

Мониторинг позволяет убедиться, что развертывание нового ПО прошло успешно, и все системы работают корректно, а также обнаружить и устранить ошибки конфигурации, которые могут привести к сбоям впоследствии.

Неравномерная нагрузка на систему

Для многих компаний характерны периоды пиковой нагрузки, связанные с сезонностью или маркетинговой активностью. В эти критически важные для бизнеса моменты мониторинг позволяет отслеживать возросшую нагрузку и не допустить падения системы.

Подозрение на угрозы в безопасности

Мониторинг позволяет быстро обнаруживать любую подозрительную активность, например аномальные попытки доступа или множественные запросы с одинаковых IP-адресов. Своевременное выявление и устранение таких угроз позволяет защитить данные пользователей и систему от несанкционированного доступа.

Планирование обновлений и масштабирование

Когда система не справляется с нагрузкой и требуется увеличение мощностей или расширение инфраструктуры, без мониторинга невозможно понять, где именно происходит ограничение производительности. Мониторинг позволяет отследить ресурс, требующий увеличения, и определить экономически целесообразный вариант апгрейда системы.

Простои в критически важных системах

Мониторинг позволяет мгновенно выявлять причины неполадок и оперативно устранять проблемы, сокращая время простоя и потери бизнеса при сбоях в критически важных системах. Более того, использование предупредительных уведомлений позволяет принимать меры заблаговременно и не допускать возникновения проблем.

Какие инструменты мониторинга мы используем в своих проектах
Сбор, типизация и систематизация логирования
Promtail
Grafana Loki
Мониторинг производительности системы, визуализации нагрузки и отслеживание событий и ошибок
Grafana
PostgreSQL
Балансировка серверной нагрузки и отслеживание трафика
HAProxy Monitoring
Локализация событий по времени, сервисам системы, пользователям, автоматизация отчетов
Prometheus
HAProxy
Мониторинг расхода ресурсов сервера в онлайн-режиме
Prometheus
NodeExporter
Мониторинг работы приложений внутри Docker контейнера
CAdviser
Система уведомлений по настраиваемым триггерам
Grafana
Telegram
Компоненты качественного полноценного мониторинга
1
Логирование

Для получения актуальной информации о работе системы настраивается процесс сбора данных, который в режиме реального времени фиксирует события и показатели производительности различных компонентов системы.

2
Типизация и аналитика

Чтобы выявлять в общей массе данных аномалии и закономерности, создаются типы событий и задаются плановые значения показателей.

3
Визуализация

Контролировать состояние показателей удобнее всего визуально. Для этого создаются специальные графики и автообновляемые дашборды, которые в реальном времени отражают состояние системы. Это делает мониторинг понятным для всех членов команды.

4
Уведомления

Чтобы команда могла быстро реагировать на инциденты, настраивается система оповещения, которая автоматически отправляет нужному сотруднику уведомление о событии или аномальном показателе.

2003
2024
70% клиентов возвращаются к нам с новыми проектами
21 год
на рынке разработки программного обеспечения на заказ
120+
разработчиков с многолетним опытом и отраслевыми специализациями
460+
успешно завершенных проектов для клиентов по всему миру
Мы найдем лучшее решение вашей задачи