Самый недооцененный фактор успеха автоматизации бизнес-процессов: UX-дизайн

«Программа делает всё, что нужно, но ей невозможно пользоваться» — классический случай.

    В восприятии цифровых решений, разработанных для внутрикорпоративного использования, долгое время бытовало заблуждение, что функциональные возможности — это единственное, что имеет значение, а дизайном пользовательского опыта оправдано заниматься только при разработке ИТ-продуктов для массового рынка. Тем не менее, конкуренция и изобилие цифровых продуктов для каждого аспекта жизни привело к общему повышению уровня дизайна приложений, а вместе с ним, и к росту пользовательских стандартов:

    теперь сложнее уговорить сотрудника работать с неудобным или непривычно функционирующим продуктом. Сделав ставку на функциональность и отложив доработку UX “на потом”, можно упустить самое главное: без продуманного UX-дизайна сотрудники буквально не смогут полноценно пользоваться возможностями системы. Они будут тратить слишком много времени на выполнение простых задач, путаться в интерфейсе и, в конечном счёте, не будут использовать существенную часть функций системы, так как это требует чрезмерных усилий.
К каким проблемам может привести низкое качество проработки UX
Сопротивление сотрудников

Неудобное ПО при использовании вызывает негативную реакцию, а попытки адаптироваться к нему — сопротивление и стресс. Это снижает общую продуктивность сотрудников и препятствует проекту автоматизации.

Ошибки человеческого фактора

Путаница в интерфейсе и ошибки при вводе данных приводят к замедлению процессов и к исправлению ошибок. Если данные вводятся неверно, система не может выполнять свои функции и оказывается бесполезной.

Низкий уровень внедрения продукта

Продукты, которые сложно использовать, попадают “в стол” и остаются без внимания. .

UX снижает операционные расходы
UX проектирование снижает затраты на обучение сотрудников
Интуитивно понятный интерфейс, соответствующий реальным задачам рабочего процесса, требует меньше объяснений и адаптации, чем сложный интерфейс. Поэтому затраты на обучение сотрудников существенно снижаются.
Эргономика повышает продуктивность работы
Оптимизация интерфейсов для регулярных действий снижает уровень утомляемости и позволяет сократить время выполнения операций.
Охрана труда и забота о здоровье
Слишком резкие цвета вызывают напряжение в глазах, а слишком мелкий шрифт к концу рабочего дня может вызывать усталость. По оценке ВОЗ 28.8% людей имеют различные нарушения зрения.
Снижение расходов на разработку самой системы
При качественной проработке и тестировании пользовательского опыта на этапе планирования можно избежать расходов на переделывание на более поздних этапах. Без UX тестирования проблемы использования ПО в работе будут обнаружены только при тестировании первых версий, когда вносить изменения значительно более затратно. Кроме того, оптимизированный UX обычно легче в реализации, чем при подходе “добавим все на всякий случай”, а это значит что и структура кода и архитектура ПО будет более легкой и продуманной.
UX-дизайн на долгие годы: как обеспечить качество интерфейса в течение всего жизненного цикла продукта

В разработке принципиально новых и уникальных систем естественна постепенная проработка требований и неожиданные изменения. Чтобы интерфейс оставался удобным и эффективным, несмотря на постоянно поступающие дополнительные запросы к функционалу, мы опираемся на выверенные подходы и принципы разработки UX.

1
Гибкость для адаптации к возможным новым требованиям

Мы используем модульную структуру компонентов, которая дает возможность менять функциональные элементы без полной переработки интерфейса. В некоторых проектах мы используем поддержку пользовательских настроек, чтобы конечный пользователь мог адаптировать интерфейс под свои рабочие процессы. В проектах, где нужно больше пространства для маневра, мы обеспечиваем гибкость на уровне архитектуры кода и структуры данных, и, конечно, интерфейса.

2
Готовность к расширению функциональности

Интерфейс должен быть достаточно продуманным, чтобы предусматривать возможное добавление новых функций без нарушений в логике навигации и восприятия.

3
Единый стиль и стандарты

Унифицированный стиль и логика взаимодействия — это больше чем консистентность цветового оформления и шрифтов. Визуальный дизайн продукта может эволюционировать и меняться со временем, но продуманный пользовательский опыт служит каркасом для UI-дизайна, обеспечивая возможность относительно легкой смены оформления в будущем.

4
Системы прогрессивного раскрытия информации

В наших проектах часто происходит постепенное обогащение информационного поля и постепенное развитие функциональности продукта. Если рассматривать интерфейс через UX-проектирование и задачи конечного пользователя, то можно добавлять новые элементы в непосредственной связи с ходом рабочего процесса, не перегружая экран и пользователя всеми возможностями сразу.

5
Оптимизация производительности

Поскольку и интерфейс, и архитектура ПО у нас разрабатывается одной командой, мы можем создавать интерфейс с учетом производительности и защищать систему от сбоев и нагрузок, что особенно важно в перспективе развития продукта и увеличения числа пользователей.

Особенности дизайна внутренних корпоративных продуктов, которые мы учитываем при разработке

Критически важен контекст использования ПО и логика рабочего процесса

Рабочая ситуация, в которой применяется ПО, диктует, как должен выглядеть экран, чтобы быть полезным. Например, работник может быть в перчатках и не иметь возможности вводить текст. А сотруднику колл-центра может понадобиться информация из других систем, чтобы полноценно ответить на вопросы клиента.

Умение проанализировать контекст применения, задать нужные вопросы и транслировать их в видение оптимального пользовательского опыта — это нетривиальный навык, редко востребованный при создании продуктов массового пользования, где главный фокус остается на уникальности дизайна и универсальности его применения. Поэтому на наших проектах совместно с UX дизайнерами работают аналитики, чтобы при выборе вариантов реализации учесть логику и уникальные условия рабочего процесса.

У разных отделов компании разные приоритеты

Нередко один и тот же продукт используется различными группами пользователей с разными рабочими задачами. Например, диспетчерам грузоперевозки нужен удобный планировщик с быстрым доступом к детальной информации по рейсу, а водителям — список задач и адресов. Необходимо учитывать различия в потребностях, чтобы сотрудникам каждого отдела было удобно делать свою работу.

2003
2024
70% клиентов возвращаются к нам с новыми проектами
21 год
на рынке разработки программного обеспечения на заказ
120+
разработчиков с многолетним опытом и отраслевыми специализациями
460+
успешно завершенных проектов для клиентов по всему миру
Мы найдем лучшее решение вашей задачи